Время Великого поста – особое время: время покаяния, очищения, время тихой радости и молитвы, когда мы живем не так, как обычно. Настроиться на этот особый лад, оставаться собранными и внимательными нам помог Великопостный календарь, который мы изготовили совместно с ребятами 1 «А» класса.
Течение Великого Поста и ожидание главного праздника правславных христиан – Светлого Христого Воскресения – мы изобразили в виде лестницы. С одной стороны, это память о Лествице, которая, вспоминается Церковью в Неделю Иоанна Лествичника, с другой – образ поста как пути к Богу. Каждая ступень лестницы обозначена в соответствии с названиями недель Великого Поста: Торжество Православия, Св.Григория Паламы, Крестопоклонная и т.д. От основания лестницы к ее вершине натянута ниточка, с прикрепленной к ней бумажной фигуркой человека. Восхождение человечка по ступеням лестницы символично. Образ лестницы, стремление человека подниматься ввысь, отождествляется здесь с внутренней работой человека над собой, преодолением своих страстей, недостатков. Используя такое аллегорическое сравнение, мы подводим детей к осознанию того, что главная цель поста – не простое воздержание в пище, а исправление себя, своих грехов, стремление стать лучше. В группе продленного дня для учащихся проходили тематические беседы, посвященные объяснению названий недель Великого поста, их значений, истории и традиций.
Отрадно было видеть активное участие родителей учеников в жизни класса. Родители вместе с детьми «проживали» Великий Пост, так на Крестопоклонной неделе мама Елисея Киселева испекла для ребят традиционное печенье в виде крестиков, на праздник памяти 40 Севастийских мучеников бабушка Маши Вандышевой и мама Елисея испекли символичных жаворонков. Благодаря такой отзывчивости и деятельному участию родителей наши дети имели возможность наглядно осознать и принять смысл происходящего.
На календаре есть кармашек «Ступеньки к красоте души». В нем хранятся именные карточки каждого учащегося. Каждый день мы совместно выбираем самого послушного, терпеливого, доброго и т.д., и приклеиваем в его карточку наклейку. Те ребята, у кого к празднику Пасхи наберется больше всего наклеек, будут поощрены пасхальными сувенирами.
Активно участвуя в работе, дети смогли лучше запомнить и понять содержание календаря. На календаре хорошо видно, сколько недель длится пост, как называется каждая из них, в чем ее особенности. Вид календаря создает особое настроение. Сам факт его существования подчеркивает выделение времени Великого поста из всего остального года: мы как будто начинаем жить в другом времени, в другом календаре.
Ступени лестницы мы сделали яркими, как цвета радуги. Мы постарались сделать его радостным, весенним, чтобы время поста не ассоциировалось у детей с чем-то мрачным и тягостным, а наоборот, чтобы подчеркнуть ту духовную радость, которую несет нам пост. Давайте вдохновимся словами святителя Иоанна Златоуста:
«Приятна весна мореплавателям, приятна и земледельцам; но не так приятна мореплавателям и земледельцам весна, как приятно желающим любомудрствовать время поста — эта духовная весна для души…» (Собрание творений, Т.2, кн.2, с.727).
|